16 ноября этого года в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в официальной гостинице «Эрмитаж» прошел круглый стол на тему «Образ женщины XXI века в искусстве и моде».
На обсуждение был вынесен широкий круг вопросов: Каким видят дизайнеры и художники образ современной женщины? Возможно ли говорить о красоте в контексте современной моды? Как найти золотую середину между самовыражением дизайнера и индивидуальностью клиента? Женственность и чувственность VS унисекса в современном мире моды. Можно ли сохранить индивидуальность и творчество дизайнеру в мире глобализации и трендов? Современная мода без агрессии и эпатажа: иные стратегии. Восток-Запад: Великий шелковый путь. Ценности культуры.
Выступление участника круглого стола – Заслуженного художника РФ, Академика РАХ, профессора Ульяновского государственного университета Никаса Сафронова:
— Мне кажется, что вопросы, вынесенные на обсуждение участников секции, внутренне взаимосвязаны и выступая по одной теме, невольно затрагиваешь сопредельные вопросы. В этой связи нужно сразу принести извинения за расширение границ разговора.
Прежде чем говорить собственно по теме круглого стола «Образ женщины XXI века в искусстве и моде», хочется сделать некоторые предварительные замечания. Мне кажется, что эта тема, как это ни покажется странным, напрямую связана как с искусством (что естественно), так и с бизнесом, с экономикой.
Как представляется, вся история экономики делится на три периода.
Первый период – от «Царя Гороха» (чуть ли не первобытный этап) до примерно конца 17, середины 18 века, когда экономика определялась тем, сколько человек может взять от леса, реки и степи – т.е. сколько он сможет добыть дичи, рыбы, ягод, плодов и пр.
Второй период – это 18-19 в., когда экономика определялась тем, сколько человек может взять с поля (т.е. вырастить) и с машин (т.е. произвести одежды, обуви, других продуктов).
Третий период – с середины 19 века до настоящего времени, когда экономика определяется тем, сколько и чего можно продать. Произвести можно в десятки раз больше, чем сейчас производится, но продать все это как минимум затруднительно, а то и невозможно.
Все сказанное имеет непосредственное отношение к нашей теме.
Когда возникла мода? Ответ очевиден – тогда, когда люди начали что-то носить в качестве одежды. Одежда первых людей представляла собой лишь шкуры животных и служила единственной цели — согреться, чтобы выжить. Вряд ли в те суровые времена наши предки думали о том, какая шкура более красивая и какую из них носить престижнее. Хотя, зная женщин, могу предположить, что и тогда какие-то шкуры ценились ими больше.
Но, как представляется, история моды в ее современном понимании начинается с середины 19 века, когда стали интенсивно продвигаться в газетах материалы (прежде всего, реклама) об одежде – ее продаже, показах и т.д.
В 18 веке модный журнал, изданный во Франции, через полгода попадал в Америку и там по нему еще несколько лет шили наряды. Это все было предвестием моды.
Мода началась тогда, когда четыре раза в год стала целенаправленно меняться вся линейка – от белья до верхней одежды.
В принципе, автомобиль может ездить 15-20 лет, обувь – носиться 5-6 и более лет, одежда и того дольше. Но если такое случится, то придет конец и автопрому и всей легкой промышленности. Поэтому мода играет роль двигателя экономики.
Одновременно она формирует образ ее носителя – человека. К женщинам это относится в большей мере, поскольку мужская мода существенно консервативнее и менее подвержена кардинальным изменениям.
Что касается живописи, то ее история в разы длиннее и механизмы ее развития существенно сложнее, чем дизайна, в т.ч. числе дизайна одежды. Но расхождения этих двух важных сфер социальной практики не заканчиваются.
Я в свое время учился на дизайнера и довольно быстро понял, что это не мое, после чего перешел на живописное отделение. Теперь я начал осознавать почему это не мое. Дело в том, что дизайнер пытается прикрыть, скрыть, улучшить то, что во внешнем облике женщины природа или Бог (по Тургеневу, чей юбилей мы сейчас отмечаем, природа и есть Бог) недоработали – рост, пропорции, волосы и т.д.
А художник (я – во всяком случае) видит свою задачу в том, чтобы выявить и представить зрителю то, что Бог дал женщине, но это до поры скрыто от внешнего наблюдателя.
Современные женщины больше ориентируются на роль бизнес-леди, хотя по своему положения они могут ими и не быть. Но
этот стиль, не без помощи дизайнеров, доминирует и проявляется в прическе, аксессуарах, одежде и макияже.
Порой это отнимает у женщины главную ее ценность – красоту и женственность. Нельзя оставить без внимания еще один момент. Ряд дизайнеров прикладывают немало усилий, чтобы сделать образ женщины непривлекательным, или даже отталкивающим. Идеальная модель им видится напоминающей палку от швабры, имеющея стертые черты лица, никакую прическу. Отчасти это обусловлено их смысложизненными и иными ориентациями. Беда, что это воспринимается многими как норма, тренд, «крик моды» и такая одежда приобретается, порой за очень серьезную цену. Здесь тоже что-то скрывается, но порой и то, что скрывать не следует. Жизнь такой моды коротка, но это в итоге тоже повышает ценность данного подхода – проходит сезон и практически нужно это все выбросить и покупать все новое.
Художник же ориентируется именно на красоту и женственность. Получается, что художник выявляет то, что скрыл дизайнер.
В искусстве, как известно, существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали ее творить. Точно одно — во все века и времена женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать особое внимание художников.
Созданные в изобразительном искусстве, образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. В частности, по портретам мы можем также иметь наглядное представление как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.
Как бы там ни было, художник вкладывает в произведение, прежде всего, своё понимание идеала женской красоты.
Неважно, к какому из течений или эпохе изобразительного искусства принадлежит художник: античность или возрождение, классицизм или импрессионизм; кого изображает: балерину или простую крестьянку; важно само представление мастера об идеале женской красоты. По этим произведениям можно составить понятие о повседневной жизни, отношениях мужчины и женщины, времени, в котором они жили.
Сейчас я готовлю к выпуску альбом своих работ «Женский портрет». Там, возможно, более полно и главное – наглядно — выражается мое отношение к теме секции. Как представляется, современная идеальная женщина – это гармония внешности и
моральных качеств. То, как женщина одевается, отражает ее внутреннее состояние, отражает эпоху и главное – ее вкус.
Дизайнеры создают порой очень оригинальную одежду, но нередко ее выбирают женщины, которым это облачение, мягко говоря, противопоказано. И виноват в этом, конечно, не дизайнер. А вот художник может по своей воле облачить женщину в самый оптимальный наряд на картине и выявить тем самым ее сущностные черты, акцентировать ее красоту, ум и другие качества.
Иными словами, художник и дизайнер имеют в своем распоряжении разные средства, технологии и подходы. Но задача при этом у художника и дизайнера в итоге одна – сделать женщину красивее и обаятельнее.
И последнее. Особенность современной моды состоит в том, что именно с нее началась глобализация. Однако, во многих аспектах в мире началась локализация (т.е. обособление культуры). И хотелось бы, чтобы наши дизайнеры полнее реализовывали ресурсы отечественной культуры, ее художественной традиции, ее гуманистических начал. И тогда художник и дизайнер, будучи в одном культурном поле, смогут больше говорить не о том, что их разъединяет, сколько об общих творческих задачах.