Никас получил широкую известность как портретист и успешно работает и в других направлениях, таких как символизм, кубизм, графика. Однако он разработал и собственное направление живописи – dream vision. С вопроса о нём мы и решили начать интервью с художником.

— Никас, что вы вкладываете в этот термин? Что такое Dream vision?

Это направление  близкое к импрессионизму было создано, когда я приезжал с сыном  Стефано к его бабушке и дедушки в Венеции.  Мы обычно приезжали туда рано, в пять утра, когда ещё не сходил летний утренний туман. Я очень захотел его отобразить в своей живописи изобразить.  Можно было пойти по упрощённому пути – написать скажем реалистический пейзаж и поверх позже нанести слои прозрачной белой краски, но я решил это сделать сложнее, через множество лессировок с добавлением между этими слоями красками и еще некоторых творческих секретов, Получилось некая многоуровневая техника. И в конце, благодаря этому получается полотно с эффектном нежного, размытого пейзажа или натюрморта. Дословно «dream vision» — это видение мечты, сна некой иллюзии. Мне хотелось передать этой техникой письма тонкое и многим знакомое состояние между сном и явью, где граница реальности и фантазии размыта.

— Вы создали множество портретов известных политических деятелей, представителей науки, искусства. Расскажите, пожалуйста, как создаётся образ? Вы видите человека и понимаете, что должны сделать его портрет? Что является стимулом к написанию?

Если говорить именно об известных людях, то их известность для меня не внешнее содержание, а скорее внутреннее. В первую очередь, мне интересен человек как личность, как индивидум. Где уважение в обществе к этим людям, если говорить про действительно заслуженных людей, это всегда результат их труда, работы, усердия. Меня интересует не столько внешняя красота позирующего, сколько внутренняя его гармония и индивидуальность.  Я бы сказал словами, великого итальянского художника Рафаэля, «Не бывает плохих лиц, бывают плохие художники»  я бы добавил, и  фотографы .

— А бывает так, что вы задумали портрет, а при личном знакомстве понимаете, что вы жизни человек совсем не такой, каким вы его представляли?

Да, бывало, но редко. Сегодня я стараюсь быть свободным от заочных представлений того или иного человека. Ведь это же только моё ожидание, стереотип, который сложился из побочных, не всегда достоверных источников.  Всегда личное знакомство и общение даёт намного больше. Это, наверное и ко мне применимо. Когда люди со мной только знакомятся, и узнают меня больше при общении, видят мои работы, не через журналы, а в живую , у них рушатся многие сложившиеся до этого шаблоны.

 — Бывали случаи, когда вы отказывались писать портрет?

Я профессиональный художник и я живу со своего труда, но с другой стороны, я стараюсь писать портреты, когда мне человек еще и интересен как личность. Вообще, портрет – один из моих любимых жанров и, к тому же он всегда востребован. Если у меня есть возможность, то выбираю наиболее интересных людей. А Могу отказать, например, если у человека слишком много на лице пластики.  Я считаю не совсем правильно идти вслед за современными, не всегда верными веяниями моды.  Почти любой человек прекрасен. Как-то я писал портрет одно женщины– ей было больше 106 лет и даже в этом возрасте , она была восхитительна!

— Никас, хотим вас поздравить с выходом в свет вашей книги «Кино для взрослых». О чём она?

Спасибо большое за поздравления! Да, книга была презентована, и это действительно важное событие в моей жизни. Если совсем кратко, то это – хроника моей жизни, рассказы о встречах с интересными людьми. Есть в книге и главы, где истории рассказывают мои друзья: Валентин Гафт, Донатас Банионис, Анатолий Трушкин, Николай Дроздов, Армен Джигарханян и многие другие. Работа с автором этой книги, Натальей Ивановой, продолжалась несколько лет, одна только вычитка фактологии и правка заняла у нас не меньше года, но зато за правдивость информации в книге я могу ручаться. Хотелось бы ещё раз сказать «спасибо» Наталье!

— Вы можете о себе сказать: «Я – успешный человек». Что для вас значит успех?

Возможно это прозвучит высокомерно, но успех – это когда ты сумел исполнить ту миссию, которую на тебя возложил Господь Бог. Но миссия и талант – это ещё не всё. Нужно уметь работать на результат и  постоянно учиться. Успех – это не конечное состояние, достигнув которого можно лечь на диван и сказать: «Всё, я достиг успеха». Это не место назначения, а сам путь, не точка, а вектор.

— У вас есть «формула успеха»?

Это всегда сумма факторов. Во-первых, заложенный родителями талант, во-вторых – созидательный и упорный труд самого человека. У нас в России довольно странное отношение к успеху и успешным людям, об этом не принято говорить, этого даже стесняются. Но если у человека есть задача достичь успеха, он должен быть готов к нему. Не нужно бояться быть личностью, иначе этот страх всё испортит. Понятно, что высший суд выносит время, но нам известно по истории те, кто был известен своим современникам, кто еще при жизни не побоялся сказать о себе: «Я», у того шансы на успех в разы больше. Но успех, слава – не могут быть самоцелью, иначе это будет оболочка без содержания, пустышка. Нужно много и добросовестно работать, а остальное как говорят приложится.  Найти себя и в этом состояться – вот в моем понимании  формула успеха.

— Какой совет вы бы дали себе восемнадцатилетнему, если бы случилась волшебная встреча с самим собой?

Если бы такая встреча состоялась, мне было бы что сказать себе восемнадцатилетнему. В первую очередь, я бы сказал о том, как важно ценить своих родителей и близких, беречь их, заботиться о них. Ещё, конечно, постарался бы предостеречь себя от тех ошибок, которые по разным причинам совершал в своей жизни. В конце 80-х в начале 90-х обо мне можно было сказать, что я много появляюсь на светских мероприятиях. Мне тогда было интересно жить на грани допустимого, испытать как можно больше впечатлений, напитаться ими. Это был такой метод самопознания, своего рода азарт, страсть, жажда жизни. Однако этот путь, как бы он ни был увлекателен, требовал дополнительных сил, ведь ночью мне все равно приходилось много работать и чем дальше я по нему шёл, тем меньше он себя оправдывал. Но через какое то время , мне это стало надоедать. То, что я мог взять от этого мира тусовки и страсти, я получил и остепенился. Сегодня мне намного дороже  мое время, я предпочитаю тратить его на работу и общение с близкими мне людьми. Поэтому себе восемнадцатилетнему, я бы посоветовал не погружаться слишком глубоко в этот иллюзорный  мир, и всегда чувствовать грань. Однажды, шутки ради, мы с Еленой Кореневой снялись обнажёнными для газеты «Спид-инфо», и с того времени эти фото то и дело вспоминают мои критики. Бог им судья, но нельзя же столько лет делать себе рейтинги на одном и том же. В общем, наша невинная шутка обернулась в будущем уже целым несмешным анекдотом.

— Вы бы хотели что-то изменить в своей жизни?

То, что я могу, и на что Господь даёт мне силы, я меняю при помощи своей работы, и своего творчества. В жизни, пока мы живы, нет ничего невозможного. Нужно мыслить стратегически, и ставить перед собой вопросы о том, что я должен сделать сегодня, чтобы получить результат завтра. Есть, конечно, и то, что я хотел бы изменить, но уже изменить не в силах. Например, я не могу вернуть ушедших друзей и близких мне людей и я вспоминая, всегда это тяжело переживаю вновь и вновь. Так, когда ушёл мой друг Юра Лонго, это было настолько «непостижимо вдруг», что я до сих пор до конца не могу осознать его потерю. Или, когда ушёл мой старший брат Саша. Я не говорю уже о маме и папе,эти потери всегда воспринимаешь как утрату части себя.

— Последний вопрос: «Ваш любимый цвет?».

Как художник, я конечно чувствую все цвета этого мира, это, если хотите, и  моё вдохновение и мой рабочий инструмент, но есть, конечно и любимые цвета. Из них я бы выделил два основные это: зелёно-болотный и небесно-голубой, но сразу оговорюсь , я люблю всю палитру цветов, которую нам подарила природа.

Беседовала Елена Самойлова.

Источник: rpfm.ru