Никас Сафронов — заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, профессор, неординарная личность с необыкновенной биографией.
В мае в Петербурге прошел очередной гуманитарный форум «Международные Лихачевские научные чтения», на котором Вы были в качестве участника. С какой темой доклада Вы выступали? Можно ли где-то с ним ознакомиться?
Это были уже XVIII Международные Лихачевские научные чтения. Они проводятся с 1993 года в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по инициативе академика
Дмитрия Лихачева. С 2001 года чтения называются Лихачевскими, в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина «Об увековечении памяти Д. С. Лихачева».
В этом году в работе Международных Лихачевских чтений приняли участие 24 члена Российской академии наук, 26 руководителей академических научных институтов, свыше 200 докторов наук, профессоров из разных регионов России, большая
группа зарубежных ученых, выдающихся деятелей науки, культуры, образования, государственных деятелей из 25 стран мира.
Тема чтений — «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития». Я выступал с докладом «Искусство как
форма и сфера диалога культур», где попытался осмыслить роль искусства в предвидении будущего, а также в диалоге культур. Настоящее тревожно, и будущее пока видится по-разному. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что любые наши
действия сегодня — это и причина, и проект будущего. Мы действуем, исходя из вполне рациональных соображений, но в будущем нередко обнаруживается, что эти действия были ошибочными.
Отчасти это объясняется тем, что в обществе все процессы носят нелинейный характер. Линейные связи — это когда все однозначно: вода всегда кипит при температуре 100 градусов, угол отражения равен углу падения и т. д. А нелинейность — это когда, по выражению Эдварда Лоренца, «взмах крыла бабочки в Китае может закончиться ураганом в Америке». Появился даже такой термин — «эффект баттерфляй».
Диапазон инструментов предвидения будущего, к сожалению, невелик. Это либо экстраполяция, либо сценарный метод. Метод сценариев — это построение вариантов по принципу: «Если так, то…» Он более продуктивен, но его эффективность определяется наличием полной и качественной информации. Однако даже при ее наличии все возрастающая динамика современного мира, приход к власти в отдельных странах людей, действия которых
непредсказуемы даже для них самих, сужает горизонт и глубину предсказаний до минимума.