Статьи и интервью

Никас Сафронов: «Все беды — в забвении добропамятности»

13 декабря 2016

Благотворительность на Руси в чести с незапамятных времен.

История сохранила имя сподвижника  царя Алексея Михайловича - Федора Ртищева, который  возводил на свои средства  монастыри, храмы, приюты.  В екатерининские времена купец первой гильдии, уроженец Рязанской губернии Петр Ларин пожертвовал  деньги  на строительство «народного училища», крестьянского банка и церкви в родном селе.  Через годы проценты с  его капитала  употребили  на постройку корпуса Публичной библиотеки и  Ларинской гимназии в Петербурге,  Ришельевского  лицея  в Одессе.

 В начале Х1Х века  в Москве открылась больница, возведенная на средства князя Д.М. Голицына – ныне Первая градская, Странноприимный дом князя Н. П. Шереметьева, включавший больницу и богадельню,  - ныне здание Московского НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Россияне благодарно чтут память меценатов России  Рябушинских,  Морозовых,  Щукиных, Третьяовых, собирателей и ценителей древнего искусства  Н.В.Постникова, К.Т. Солдатенкова  и многих  других.

Среди тех, кто сегодня продолжает славные традиции прошлого, художник Никас Сафронов.

            ***

            Его имя  многие годы у всех на слуху. Творчество художника рождает споры. У него достаточно – и это нисколько не смущает мастера - хулителей, при том, что ему удается уже два десятилетия поддерживать пик популярности далеко за пределами страны. Развивая  традиции великих мастеров прошлого - Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Сальвадора Дали, Никас Сафронов  не чурается  эксперимента, внося  в свою живопись тонкий психологизм, исследуя  глубинные эмоции личности,  тайны героев…

            Живописец также входил в начале 90-х годов  в число ведущих эротических художников мира. Его рейтингу могут позавидовать иные раскрученные «салонные» галлерейщики. Сафронов  входит  в список  20 самых  известных  россиян. Его картины украшают музеи Западной Европы и Америки, а также коллекции многих знаменитостей. Он почетный гражданин родного города Ульяновска. Его именем названа открытая американскими учеными звезда в созвездии Андромеды.         

            Что думает мастер о положении в сегодняшней культуре?

            Мой собеседник не скрывает тревожных раздумий. С горечью констатирует: нынешнее  искусство во многом ориентировано не на народ, а на толпу, развлекаловку любой ценой. Страна заполонена самым низменным западным суррогатом, который подобно ржавчине разъедает  национальную культуру.  Что ни день – разговоры о так называемых новых  ннсталляциях, перформансах. Бытует анекдот: если кто-то нагадил перед дверью и, нажав кнопку звонка, убежал – то это перформанс. А Если,  сделав то же самое, остался на месте, тото  – инсталляция…  Подобное «искусство» активно поддерживают и сильные мира сего. Арт-хроника поднимает на щит фотографию «целующихся милиционеров», забывая, что фото – плагиат, аналогичное было сделано еще 40 лет назад в США. Безобидным перформансом объявляется  публичная рубка икон,  или    изображение  нарисованного фаллоса   на мосту в Питере. Пахабельное  «произведение» отмечено даже премией… 

            - Искусство, -  неторопливо размышляет вслух Никас Сафронов, -  способно нравственно опустошить или духовно возродить человека.  Ведь то же слово может быть врачующим скальпелем в руках опытного медика и ржавым орудием насилия в руках какого-нибудь отморозка. 

            Россия внесла весомый вклад в мировую культуру  своей литературой, театром,  музыкой, балетом. Немногие, к примеру,  помнят, что  «Шанель № 5» – детище эмигранта из России Константина Веригина. …В 1920 году мадемуазель Шанель познакомилась с Великим Князем Дмитрием Романовым. Тот представил  ее  бывшему придворному парфюмеру царской семьи Эрнесту Бо. В отличие от тогдашних цветочных композиций на натуральных цветочных эссенциях, что  быстро испарялись, россиянин предложил ароматы,  вобравшие  в себя десятки  различных синтетических ингредиентов. Оценив  10 образцов, Коко выбрала № 5, который, по ее убеждению,   отразил  образ женщины “от Шанель”. Отсюда название шедевра.

                То, что происходит на наших глазах, нередко служит разъединению общества. Мастер, который  ювелирно владеет кистью, натыкается на стену отчуждения. А того, кто просто лает, кусается,  объявляют частью  этой культуры.   Какая-то  аберрация зрения!..  На биеннале в Венеции на фоне флага России два представителя нетрадиционной ориентации занимались любовью.  И этот  Перформанс проходил под   названием - «искусство от России».

            - Не это ли понимание подлинного назначения искусства подтолкнуло художника к активному занятию благотворительностью?

            - Можно сказать и так.  Моя мама – педиатр по специальности не раз говорила нам  детям, а нас было пятеро братьев  и сестренка: «Когда вырастите и начнете трудиться,  заработав три копейки, одну отдайте на благотворительность». Ее заветы  я принял как  Отче наш, как десять заповедей, которые мы, к сожалению, не исполняем… В памяти  также  ее слова, которые она говорила нам, мальчикам: «Вот вы выросли, женились, заработали на машину (машина тогда была верхом мечты. Мама всю жизнь каждый месяц  покупала лотерейные билеты по 30 копеек, и не выиграла даже ручки!). Но если вдруг по веским причинам  решите разойтись, - найдите  ту фуфайку, в которой  пришли к жене, и уйдите в ней».

            У нее были такие  простые человеческие правила.

            Я вырос. Пусть не сразу, но нашел свое главное дело. Учился в Одесской мореходке, но собирался стать поваром. Всерьез подумывал о рясе священника. Наверное, дали о себе знать гены: как-никак среди предков  по отцу было немало служителей культа. Однако победила все-таки тяга к искусству. Приобщился к нему, учась в художественном училище, работая  в ТЮЗе в Ростове-на-Дону художником, в  театре в литовском Паневежисе под руководством Донатаса Баниониса. Поступил в Вильнюсе в художественный институт. Но с четвертого курса  ушел. Позже уже в Москве закончил институт им.В.И. Сурикова. Понимая, что не хватает творческих  знаний, поехал в Загорск постигать секреты иконописи. Потом, когда появилась возможность, побывал в Италии, Голландии, в Лондоне,  изучая работы мастеров прошлого.

            Еще  в  училище прочитал у Сальвадора Дали:… «Копируя с оригиналов  великих мастеров, совершенствуйтесь, Вы никогда не достигнете его, но хотя бы приблизитесь» или "пишите как чувствуете, как видите, но каждый ваш мазок должен приносить вам "золотой"… Это стало и моей позицией. Я изучал много техник от кубизма до символизма и знаю, что истинный художник должен за свой труд получать деньги. На первый  заработок я купил  маме золотые серьги, о которых она давно мечтала.

                И едва, когда появились хорошие деньги, приобщился к благотворительности. В селе  Вышки  Ульяновской области,  где похоронены родители, построил часовню. В Ульяновске - храм Святой Анны в честь моей мамы.  Также помогаю  в возведении  православного храма Иоанно-Предтеченского прихода, и в реставрации других храмов. При поддержке тогдашнего губернатора Ульяновской области владимира Шаманова и одного мецената поставил памятник великому русскому художнику А.А.Пластову. Считаю, что заработав три копейки, нужно половину  отдать на благотворительность, и тогда Бог тебе все даст – и талант,  и удачу, и даже любовь…

            - Памятные эпизоды…

            - Я участвовал в благотворительной акции Ватикана в 1990 году, направленной на борьбу с дистрофией в Африке. Тогда на аукционе были проданы две мои картины.  Папа римский   Иоанн П пригласил  нас, участников,   на прием в Ватикан.

            Вспоминается акция американского актера Чака Норриса – против наркотиков в Америки. Я также  передал  свою картину на аукцион. Нас принял Буш, незадолго до того ставший президентом США. В разговоре с ним я сказал, что россияне  стремятся к дружбе с американцами…

- Мне докладывают иное, - ответил президент.

- Не верьте. Недруги хотят разъединить наши народы…

- Что ж, я подумаю над вашими словами.           

            Позже мы  еще раз встретились с  Бушем и его женой Лаурой  в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

            - Передо мной пачка писем из разных регионов России с благодарностями  вам за поддержку, с просьбами о помощи. Обратные адреса – Киев, Оренбург, Калиниград, Подмосковье, Вологодская область…

            - Я стараюсь помогать по-возможности людям. В памяти благотворительный аукцион Центра биологической терапии «Анти-рак» для оказания помощи малоимущим больным в Волгограде, участие в оказании благотворительной помощи Всероссийскому обществу слепых,  в акции благотворительного фонда «Грани таланта»  в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева… 

            Благотворительные акции  стали частью моей жизни, моего творчества. Уже давно  опекаю две школы – среднюю общеобразовательную с углубленным изучением культурологи в родном Ульяновске и         гуманитарно-экономический лицей   в гор. Димитровграде.    Сегодня они носят мое имя.

            Буквально несколько дней назад, в Ульяновске в ходе акции, адресованной маленьким художникам, детям с различными отклонениями, моя картина ушла с торгов за 1млн. 350 тыс. рублей. Во время другой акции в Екатеринбурге  таким же путем пенсионеры-инвалиды получили поддержку в  750 тыс. рублей. А в Киеве на подобной акции моя картина ушла за 33 тысячи долларов. И это только за один месяц. Мне приятно, что мое произведение  украшает храм святителя Николая Чудотворца в столице Урала – Екатеринбурге.

            Когда-то на Руси бытовало подзабытое ныне понятие – добропамятность. Его так не хватает нам всем  в сегодняшней жизни! Своим поступками стремлюсь возродить это слово и то, что стоит за ним. Вынужден только заметить: у меня нет своего фонда - я трачу  личные, заработанные  творчеством деньги. Кое-кто, похоже, не хочет этого понять. Нередки  ко мне  обращения с мольбой «подбросить… -  всего-то надо 35 тыс. долларов, чтобы возродить украденный бизнес».     Кто-то  просит миллион. Кто-то 5 миллионов… Да, жалко  этих  людей: но при чем тут художник? Я разве похож на подпольного миллионера Корейку,  о котором писали Ильф и Петров?..  Если вас  обманули,  обокрали, обращайтесь  в суд.  На то есть  еще и государство.

            Милосердие – это здорово! Как и все,  умиляюсь  щедрости  доброхотов,  выступаю за то, чтобы  не скудела рука дающего. Однако  ловлю себя на мысли: почему власть не понимает: каждое такое обращение – плевок в их сторону.  Ведь помощь страдающим – это, прежде всего, государственная функция.        А у нас, похоже, сама благотворительность превращается в особый вид бизнеса. Развелось предостаточно непонятно каких фондов, готовых награждать дарителей самозванными орденами, званиями…

            Я не прочь  посодействовать немощным старикам, больным ребятам. Но я должен  помогать и своим   родным детям. У меня есть 3 брата (один погиб)  и сестра, которые также  нуждаются в  моей поддержке.    Зарабатывать деньги искусством  всегда было и есть непросто. Днем у меня обычно деловые встречи,  вечерами пересечения  и ужины с друзьями. А работаю,  как правило, ночами. Но как ни странно,  на усталость не жалуюсь. Для меня лучший отдых - это смена занятий: от одной техники перехожу на другую. Обычно  я  работаю маслом,  но потом перехожу  и на карандашную  графику,  или  на акварель.  Также пишу иконы,  и, конечно, портреты и пейзажи... Мои работы, пожалуй, можно назвать мистико-реалистическими, или символизмом. . Люблю экспериментировать. И, конечно, не всегда удается отоспаться.   Впрочем,  иной жизни  для себя уже не представляю.

            - Модно сетовать на утрату обществом нравственных ориентиров. И при этом – с ссылкой на Оскара Уайльда -  звучат утверждения: искусство выше нравственности. Ваша точка зрения?

            - Нам остро не хватает позитивного отношения к жизни. Искусство  завязано на Божьем даре, а потому оно призвано нести добрые чувства. Мы об этом почему-то забываем. Пусть будет импрессионизм, сюрреализм, символизм!  Но всё это  должно быть основано на безукоризненной технике  письма,  умении рисовать. И хорошее  искусство должно сразу идти к сердцу и глубинным чувствам А что нередко перед нами?  Интеллектуальные виды насилия с телеэкрана, со  страниц прессы…

            С детства  собираю  сказки мира. Не перестаю удивляться, восхищаться веселой фантазии, которую они таят в себе, доброте, которой они учат. Но вот ведь… Мне рассказали о последней постановке в Детском музыкальном  театре  им. Наталии Сац, когда  перед маленькими зрителями на сцене  происходит «реалистическое» удушение героя – Пиноккио, и потом появляется черный гроб, в котором его хотят закопать.…  И вот потом  мы  удивляемся  волне  детского суицида.

            Мне тоже довелось ощутить на себе интеллектуальные виды насилия. Когда в Швейцарии мой клиент  решил выставить мою картину на лондонском аукционе  «Сотбис», тут же пришли письма из Москвы от некоторых "доброжелателей" - таких как Гельман - с требованием - воздержаться. Организаторы аукциона были в недоумении: почему?.. Картина была  все-таки выставлена на  аукцион и продана за 107 тыс. долларов. Последовали отклики – от возмущенной так называемой «общественности»… После такого как-то неуютно рассуждать о нравственности искусства.

            В современной рыночной обстановке актуально звучат пушкинские строки: «Наш век – торгаш; в сей век железный/ Без денег и свободы нет». Сегодня мало быть профессионалом - надо уметь  “продавать” свое творчество, зарабатывать  себе на жизнь,  и иметь возможность заниматься той же благотворительностью. У меня ведь нет  ни нефтяных вышек, ни газовой  трубы, ни «прихватизированных»  предприятий. Источник моих доходов -  мольберт, краски, кисть и, разумеется, каждодневный  труд. Да. Художник должен  продавать свои картины и зарабатывать деньги на жизнь. Мне помогает в этом и  небольшой опыт занятия бизнесом  в студенческие годы. Без этого было бы труднее продавать.  Считаю, что  важнее всего  -  ощущать себя  и быть  профессионалом.

            - И все же… Как бы вы определили свое жизненное кредо?

            - Ученые-астрономы, говоря о вселенной, определяют продолжительность нашей земной жизни в понятии космоса  всего в  3 секунды (это где-то 85 лет). А я уточняю, что  за счет общения и путешествий этот срок продлевается до 5-10 секунд... И я также уверен, что хорошим искусством человек входит в историю, в вечность,   оставляя свой отпечаток  и в энергетике космоса. Верю в вечность доброго, мудрого, творческого созидания..

                                                                                              Михаил Глуховский,

                                                                                              член Союза писателей России

Поделиться

Другие публикации