Статьи и интервью

Интервью для журнала «Культурный тренд»

13 декабря 2016

Художник – это творчество или бизнес? Это процесс, который требует вдохновения и настроя, или ремесло?

Квартира, которую часто путают с домом, находится в самом центре Москвы, с видом на Храм Христа Спасителя, Красную площадь, центральные улочки столицы. Когда переступаешь порог, не сразу понимаешь, где оказываешься – то ли офис, то ли мастерская, то ли спальня, то ли гостиная… А, может, приемная? Оказывается – здесь все. Попадаешь в отдельный мир Никаса Сафронова – передового художника современности, который наиболее известен своими портретами политиков, актеров, представителей шоу-бизнеса. А не так давно Никас стал создателем новой техники в искусстве, за что был включен в Книгу рекордов Гиннеса. Большая популярность всегда сопровождается градом критики и осуждений, стоит только найти крючок, за который сразу же начинают цепляться и распространять самые различные слухи, погружая публику в непонимание, что правда, а что наглая ложь. Но, кажется, что никакие слухи не рассматриваются Никасом как преграды. Он их легко преодолевает и идет дальше.

- Как вы сказали в одном из интервью, «Талантливых людей много, но тех, кто показал этот талант миру – единицы». Почему, на ваш взгляд, так происходит и что помогло вам стать одним из этих избранных?

— На это влияет множество обстоятельств: в какой семье родился, где живешь, какие люди тебя окружают… К сожалению, многие из тех, кто обладает прекрасными талантами, не в силах полностью их реализовать, и причин этому может быть огромное количество: большая семья и необходимость думать о реальных деньгах, а не вкладываться в себя ради будущего успеха (который никто не гарантирует); отсутствие финансовой возможности получить должное образование, чтобы свой талант реализовать; проживание в бедных регионах, где талант остается незамеченным окружающими. У меня была другая ситуация. Мне Бог дал способности и возможность их развить и с их помощью зарабатывать. На мою профессиональную деятельность повлияло большое количество факторов. У актеров часто бывает, что, снявшись в так называемых блокбастерах, они в одночасье становятся известными. В искусстве такое случается намного реже. Даже написав прекрасное полотно, и найдя способ показать его зрителям, автор не получает известности. Мало кто способен сразу выделить эту работу и признать талант ее создателя. Живописные полотна не как фильмы – на них посмотрели и забыли. Обратить на себя внимание, заявить о себе, выделить себя из толпы и потом это внимание удержать – это сложный путь, требующий большого количества действий со стороны художника и времени, чтобы стать признанным. По крайней мере, мой жизненный опыт говорит именно об этом. Все развивалось постепенно. Сначала встреча с Владиславом Листьевым, у которого я снялся в программе «Взгляд». Позже — выставки в Японии, Канаде, Италии, где мои картины произвели настолько сильное впечатление, что мое имя было включено в списки лучших художниках мира, работающих в эротическом жанре. Закрепило этот успех издание книги-каталога лучших мастеров «Эротические фантазии». До сих пор не понимаю, почему меня причислили именно к этому направлению – сам себя эротическим художником я никогда бы не назвал.

После этого успеха я получил несколько заказов от известных персон. Они, став моими поклонниками, показывали мои работы в своем окружении. Так расширился звездный круг моей клиентуры. Имя создавалось постепенно, один этап сменялся другим, приближая меня к широкой популярности и признанию. И самая главная задача, которую я ставлю перед собой и которую не могу позволить себе не исполнять – это не отступать назад, удерживать достигнутое и идти дальше.

- Вас называют русским Сальвадором Дали. С чем связано такое сравнение?

— С Сальвадором Дали меня начали сравнивать в 90е годы. Тогда я изучал сюрреализм и писал картины в этом стиле. Но с Дали мы никогда не были похожи настолько, чтобы отождествлять наше творчество. Я думаю, мой нетрадиционный стиль тяжело было как-то определить и хотелось сопоставить с каким-то известным художником. Выбрали Дали, хотя даже поверхностных знаний о нем и его творчестве было бы достаточно, чтобы понять, насколько мы непохожи.

- Сегодня вы ассоциируете себя с каким-то художником?

— Нет, я сам по себе. Я учился у многих классиков живописи, впитывая в себя их творческие проявления, стараясь выработать свой собственный стиль. Я никогда не стремился быть копией кого-то, пусть даже очень великого. И сегодня я – Никас Сафронов. Нужно быть собой.

- Известность, помимо позитивных эмоций, также приносит немало попыток негативного воздействия со стороны недоброжелателей к самому человеку либо его творчеству. В вашем случае такие ситуации тоже встречались. Например, в 2002 году, когда вас обвинили в технической обработке картин. Как вы это можете объяснить?

— Это была специально организованная ложь. Человек, который эту фальшь распространил, сам и занимался подделкой моих работ. А когда его в этом обвинили, он решил переложить ответственность на меня. Он заявил, что это я его заставлял заниматься махинациями с живописью. В итоге его посадили, но ненадолго. Таких людей в моей жизни было немало, но я стараюсь абстрагироваться от них и их поступков. Не то, чтобы не замечать — я всегда по мере возможности реагирую на подобное поведение: нередко подаю в суд и выигрываю дела. Просто я стараюсь, чтобы мошенники не стали для меня преградой, не занимали меня, не отнимали силы. Я воспринимаю их как второстепенные кратковременные неприятности. Пока справляюсь.

- Также вас обвиняли в изнасиловании…

— Да, одна женщина распространила и такой миф. В итоге выяснилось, что она легкого поведения и, чтобы она рассказала в эфире эту нелепость, ей заплатил телеканал. У меня никогда даже в мыслях не было кого-то изнасиловать или подделать полотно и тем самым испортить свою карьеру. Это была просто злая шутка недоброжелателей и больная фантазия ограниченного человека.

- Ваши клиенты – известные люди мирового масштаба. Скорее всего, ко многим из них у вас сложилось свое индивидуальное отношение, многие из них могут быть неприятны вам с точки зрения политической деятельности, личных качеств, различных негативных проявлений. Но если такой человек заказывает у вас свой портрет, насколько вы готовы ему отказать? И готовы ли?

— Если в ресторане официанту попадаются неприятные ему люди, будет ли правильным с его стороны отказать им в обслуживании? Если в автосалон приходят известные персоны, которых менеджер не уважает, по каким-то своим убеждениям, должен ли он отказывать им в консультации? Каждый клиент – это деньги, и речь идет о том, чтобы каждый выполнял свои функции. То же самое и в искусстве. Я выполняю заказ.

- Но накрыть стол в ресторане или продать машину в автосалоне сложно сравнить с написанием портрета…Здесь вы вкладываете часть себя, своей души. Результат зависит от внутреннего настроя и отношения к заказчику.

— Любую работу можно выполнить с душой, подойти творчески, а затем предложить самым разным людям. Картина существует сама по себе. Что касается портретов, я рассматриваю человека как психологический образ. Конечно, если человек необязательный, капризный, неответственный – оставил залог, а за готовой работой не пришел, хотел купить и передумал, когда работа почти готова, тогда я могу отказать. «Для мудреца каждый встречный – учитель». И я тоже стараюсь учиться у всех людей, с кем меня сводит судьба, а не отворачиваться от них только в силу каких-то своих предпочтений.

Как-то немецкого кинорежиссера Лени Рифеншталь обвинили в том, что она снимала фильм о Гитлере. На что она ответила: «Я бы и о Сталине сняла, и о Ленине. Времена не выбирают, в них живут и умирают». Она снимала фильмы о своем «сегодня», а я пишу картины, которые отображают «сегодня» наше. И не вижу в этом ничего, противоречащего общей морали и собственным принципам.

В Германии был еще один интересный прецедент, когда под осуждение попал Вагнер из-за любви к нему Гитлера. Но какое отношение гениальный композитор имел к гитлеровскому нацизму!? Как по мне, так это называется предвзятостью, а не политической мудростью как, возможно, посчитали в Германии.

Искусство живет автономно, само по себе. Человека могут казнить, сжечь, застрелить. Главное, чтобы рукописи не сгорели…

- Что искусство означает для вас?

— Для меня искусство – это холст, масло, мысли, профессиональная деятельность. Через живопись художник говорит свое слово, делится своими мыслями с помощью красок.

- Для чего вы занимаетесь благотворительностью?

— Мне Бог дал талант и возможность прославиться. Я ощущаю острую необходимость делиться с миром тем, что у меня есть. Если я этого не делаю, я ощущаю неполноценность. Еще в детстве мама мне говорила: «как вырастешь, помни, что, заработав 3 копейки, одну нужно отдать на добрые дела». Я отдаю две. Одной мне на жизнь хватает.

- Вернемся к вашему творчеству… Помимо картин вы также пишете иконы, которые обладают исцеляющими свойствами. Как вы это объясняете?

— Как бы зол я иногда ни был, в душе я человек очень добрый, прощающий крестьянин. Когда я пишу, я не думаю о деньгах. Тем более, что иконы я всегда пишу в подарок. Я молюсь перед работой, во время работы, и после ее завершения. Я верю и люди, которые смотрят на мои иконы, тоже верят, и эта вера помогает им. Они расслабляются, раскрываются духовно. Они освобождаются от суеты, переносятся в мир высоких ценностей и выздоравливают. Через молитву и образ можно творить чудеса.

- Чтобы писать иконы, нужно быть глубоко верующим человеком. Считаете ли вы себя таким?

— Верующий – понятие сложное. Безусловно, я верю в Бога, много поколений моих предков по линии моего отца были священниками. Я тоже хотел посвятить себя Церкви, но когда осознал, насколько это тяжелый труд, передумал. Я бы не смог. Я не выполняю обряды, которые, наверное, стоило бы. Мой ритм жизни не позволяет мне уделять достаточно времени и сил христианским традициям. Быть верующим – это непростая миссия, с которой справляются далеко не все. Я был на Афоне и наблюдал, как монахи проводят свой день, как они живут, чем живут, что делают. И осознал всю сложность выбранного ими пути. Я верю внутри, но соблюсти все внешние нормы мне сложно.

- Ваше имя занесено в «Книгу рекордов Гиннеса» за создание особенной техники в искусстве– Dream-vision. На таких картинах вы отображаете, что видит человек за 15 минут до и после пробуждения. Как возникла идея создания такой техники? Была ли у вас изначальная цель создать что-то новое, идентифицирующее вашу уникальность как художника?

— Да, я хотел создать что-то свое и долго к этому шел. Я изучал творчество великих художников, стараясь найти и выработать свой стиль. Меня заинтересовала техника размытых картин Каро, мое внимание привлекли импрессионисты. И тогда я стал создавать полотна, как бы покрытые пеленой, а позже прорисовывал некоторые контуры деталей. Получилось то, что я назвал dream-vision.

- Как вы подходите к написанию картины? Сколько времени необходимо для того, чтобы настроиться, вдохновиться?

— Настрой или вдохновение – это для блаженных. Я сажусь за работу как ремесленник, заканчиваю как художник. Настрой приходит во время работы. В среднем написание одной картины занимает около недели.

- Как-то вы заметили, что одно из ваших желаний – это вернуться в детство, и, уже зная, кем вы станете в будущем, заново пережить некоторые моменты, чтобы исправить допущенные ошибки. Если бы вам предстала такая возможность, что бы вы изменили?

— Я бы много чего исправил. Больше внимания уделял бы своим детям, которые выросли без меня. Старался бы больше любви подарить своим родителям, лучше бы учился в школе, выучил бы английский язык. В процессе жизни мы совершаем много ошибок, что-то становится опытом, который необходим, а что-то – пробелом, который невозможно впоследствии восполнить. Вот этих пробелов я и хотел бы избежать.

- Опишите ваш счастливый день.

— Счастливый день – это когда все здоровы, когда есть хорошие перспективы на будущее, когда продал картину, и она попала в хорошие руки, в хорошую галерею. Счастье – когда ничего не болит, и можно с уверенностью строить планы на будущее. Прожить день здоровым – это уже большой подарок, за который стоит благодарить Бога.

Интервью опубликовано в онлайн-журнале "Культурный тренд", май-июнь.

Поделиться

Другие публикации